Разные, на мой взгляд, интересные замечания, связанные с компьютерами в частности и техникой вообще.

суббота, 22 ноября 2008 г.

Создание LiveCD с помощью LiveCD.

На данный момент у меня такая ситуация, что родной компьютер с родным Debian'ом находится далеко. А железка, за которой приходится работать с виндой, что меня совсем не радует. А снести винду нельзя. Но выход, вроде бы как найден. LiveCD. Однако не всё так просто. Под рукой оказался только LiveCD knoppix 5.1.1. Свою флешку на 512Mb я отформатировал под ext2, и перенёс туда все настройки из /home, сохранив туда так же нужный мне xorg.conf и параметры сети(/etc/network/interfaces). Но всё-таки неудобно. Во-первых, постоянно грузиться в консольный режим, руками копировать настройки сети и иксов в соответствующие диры, а потом стартовать это всё после каждой загрузки со временем надоедает. Во-вторых, не радует отсутствие кодеков для прослушивания музыки и просмотра фильмов(knoppix, как и большинство других дистров борется за чистоту лицензии, а потому в стандартной поставке этих вещей нет). В-третьих, набор программ. Нет моего psi, для jabber'а; iceweasel почему-то только из второй ветки; не установлен flash-plugin и т.д. и т.п.
Так как мы, линуксоиды - народ суровый, было принято решение собрать свой собственный LiveCD, который бы по-умолчанию при старте монтировал бы флешку, стягивал настройки иксов и сети, сразу же запускал бы эти иксы с моей конфигурацией и обладал бы нужным мне надором софта...
Полчаса общения с гуглом и попадается такая вот ссылка: http://www.knoppix.net/wiki/Knoppix_Remastering_Howto_Russian
Итак, попытка №1.
Переписывать всю доку не буду, стану останавливаться лишь на ключевых местах.
Нужен раздел. Причём раздел, отформатированный в файловую систему linux и размером не меньше 3-ёх гигов, как указано в мане. Не долго думая, монтирую виндовый диск(ntfs, благо пятый knoppix спокойно читает и пишет на эту недофс):
# mkdir /mnt/win
# mount -t ntfs /dev/hda1 /mnt/win -o iocharset=koi8-r,uid=1000,gid=1000,rw

iocharset даёт мне возможность не путаться с русскими названиеми файлов, uid и gid назначают владельца для вновь примонтированного раздела, rw разрешает чтение/запись
Создаю забитый нулями файл размером 3 гига:

# touch /mnt/win/myfilesystem
# dd if=/dev/zero of=/mnt/win/myfilesystem bs=1M count=3072

Как известно, для линухи - всё файл. В том числе и блочные устройства(винт, cdrom и т.д.). Раз так, значит и наоборот, потому работаю с этим файлом, как с обычным винтом. Для начала разбиваю на разделы:
# fdisk /mnt/win/myfilesystem

Сперва надо будет перейти в расширенный режим меню и создать цилиндры. После этого записать результат. Потом заново открываем фал fdisk'ом и, собственно, создаём раздел. Я не стал особо заморачиваться и на весь файл сделал один primary раздел. О том, как это делает подробно написано в man fdisk.
Наш "диск готов". Форматируем его(я выбрал обычную ext2, потому как этот раздел нужен только на время создания LiveCD, а потом не вижу смысла тратить место на жруналирование и другие навороты).
# mke2fs /mnt/win/myfilesystem

Теперь можно его примонтировать, и создать рабочую директорию.

# mkdir /mnt/mylivecd
# mount -t ext2 -o loop /mnt/win/myfilesystem /mnt/mylivecd
# mkdir /mnt/mylivecd/knoppix

Так как в доке было сказано, что потребуется не менее гига оперативы в сумме(собственно ОЗУ + своп), создаю файл подкачки(на моём компе всего 512 метров памяти, поэтому, чтобы было с запасом сделал 750-ти метровый swap):
# dd if=/dev/zero of=/mnt/mylivecd/knoppix/swapfile bs=1M count=750
# mkswap swapfile
# swapon swapfile

Далее действую по инструкции. Создаю рабочие директории:

# mkdir -p /mnt/mylivecd/knoppix/master/KNOPPIX
# mkdir -p /mnt/mylivecd/knoppix/source/KNOPPIX

Копирую туда исходную систему:
# cp -Rp /KNOPPIX/* /mnt/mylivecd/knoppix/source/KNOPPIX

Вот тут-то и наступаем на первые грабли. Получаем ошибку о том, что недостаточно места на диске. После проверки выясняется, что как всегда виноват оказался я сам. Инструкцию надо было сначала прочитать до конца, а потом браться за дело. Оказалось, дока несколько устаревшая и описывает процесс создания своего диска на основе knoppix 3.4. Видимо, с тех времён дистр несколько разросся. Проще говоря, 3-ёх гигов мало. Примерный подсчёт показал, что надо бы не менее 4,5. А так как на виндовом разделе у меня было свободно всего 4,4, пришлось всё отложить до лучших времён(до завтра ;)).

Итак, небольшой вывод. Больше всего я боялся за то, что возникнут проблемы с таким нагромождением примонтированныходна из другой фс. Оказалось, это не так страшно и жить можно. Единственное, что я решил на следующий раз, это файл "псевдодиска" разбить на два раздела с самого начала, один под рабочий, второй под swap.
Кроме этого с моим количеством памяти приходится экономить. С самого начала я выбрал загрузку knoppix'а в fluxbox(по умолчанию kde). В процессе работы не желательно iceweasel(утечки в памяти для этого замечательного броузера, к сожалению, уже давно стали притчей во языцех).
Кроме этого я настоятельно рекомендую забыть про всеми любимую konsole и по старинке работать в rxvt. Надёжнее.

В общем, надеюсь, завтра всё выйдет более удачно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий