Разные, на мой взгляд, интересные замечания, связанные с компьютерами в частности и техникой вообще.

пятница, 24 апреля 2009 г.

Asus Eee Pc 701 4G

Ещё давно, прочитав на каком-то техническом сайте о том, что прогнозируется появления такой железки, мне почему-то сразу захотелось с ней поиграться. Тем более было анонсировано, что на борту устанавливается Linux. И вот, через несколько лет с того момента, я, наконец, приобрёл себе этот нетбук. Специально остановился на младшей модели из линейки, потому как характеристики железа тут всё-равно круче, чем у моего первого компа, а как плюс идёт более длительное время работы.

Итак, знакомство.

Первый взгляд снаружи.

В Томске найти поначалу не удавалось. Различные версии Eee PC встречал, но все они были старших моделей и все они были с виндой. Дошло то дого, что я, отчаявшись найти нетбук тут, начал искать его в online-магазинах. Затея с треском провалилась: во всех магазинах стояла пометка, нет на складе, а на письма с просьбой уточнить, можно ли заказать, либо вообще не было ответа, либо фраза "Нет и не будет". В конце концов я уже договорился с одним замечательным человеком из Москвы, знакомым по linux-форуму, что он там его купит и вышлет мне и буквально на следующий день увидел в одном из местных компьютерных магазинов желаемую машинку. Был даже выбор из разных моделей, но я всё-таки взял младшую. Единственный минус - цвет: первоначально хотел чёрный, но пришлось взять белый с розовой крышкой. :) Ну это, в принципе, не важно.

Первый взгляд изнутри.

Стандартный интерфейс напоминает больше какой-то КПК, а не полноценный ноутбук. Я перепробовал много разных оконных менеджеров, но тут сперва даже немного растерялся. Какие-то вкладки, какие-то кнопочки... Всё предельно просто и понятно, но неинтересно. Первый вопрос, который у меня возник - где же терминал? :) Гугл сказал, что он вызывается по Alt+Ctrl+T. Уже лучше. Так же играясь с настройками и бегая по менюшкам наткнулся на неработающую web-камеру. Оказалось, надо было в BIOS опцию "OS Installation" переключить в значение Finished. Так же удивил набор программ. В качестве проигрывателя аудиофайлов используется amarok(ага, т.е. там KDE), а мессенджера Pidgin(или всё-таки Gnome?). Остальной софт такой же раношёрстный, но, в принципе, приемлемый - полный комплект OpenOffice.org, Firefox в качестве браузера, набор каких-то простеньких игрушек и т.д. В общем, стандартная комплектация. И тут я нахоже первый момент, которыймне совершенно не понравился в стандартном интерфейсе - невозможность устанавливать свои программы. Так же нет привычного списка открытых окон(читай панели задач). Ну и вообще, как-то не привык я пользоваться чужими настройками. Хочу своё.


Копаем глубже.

Стандартная документация ничего внятного по поводу используемой DE и её смены ничего не сказала, поэтому в руки берётся гугл и начинается штурм.


Итак, на борту:

ОС: Xandros Linux специально допиленный для Eee PC.

WM: IceWM, с какой-то Asus'овской утилитой управления рабочим столом.

Первое, что удаётся найти - это возможность включить панель задач с кнопкой меню.

Копируем системный файл с настройками IceWM в домашнюю директорию и выставляем опцию TaskBarShowStartMenu в значение 1:

$ cat /etc/X11/icewm/preferences > /home/user/.icewm/preferences

Ребутаемся(или рестартим иксы, кому как удобнее) и радуемся работающей панельке.

Стало немного удобнее, но хотелось бы большего. В конце концов, поискав ещё немного в гугле, выясняется, что можно подключить нормальные человеческие репозитарии и поставить любой, нужный для работы софт. Так как Xandros основан на Debian, правим /etc/apt/sources.list(надо быть осторожным, потому что из всех, найденных мной в инете адресов репозитариев, половина не работала). Да, править надо с правами root'а. Это либо через sudo, либо, сделава sudo passwd и потом su.

Дальше, как обычно.

# apt-get update

# apt-get dist-upgrade

Вот тут и натыкаемся на первые грабли. Причём, судя по интернету не я первый. Видимо, из-за того, что пакетов много и все разные, получаем конфликт - keyboardmap-data не может установиться из-за мешающего ему пакета keyboardmap-data-ru-ru. Решилось удалением последнего спомощью apt-get remove и повторным запуском apt-get dist-upgrade.

В большинстве обзоров и статей предлагается в качестве стандартного DE использовать кеды. Я решил не выделяться пока и пошёл по проторенной дорожке:

# apt-get install advanced-desktop

Это мета-пакет с KDE и всем, что ему надо.

После установки, на вкладке настроек рабочего стола, выбираем пункт "Быстрое выключение" и там жмём на "Полноценный рабочий стол". После ребута мы видим KDE. :)

Ну а потом всё пошло совсем просто. Первым делом я удалил всё, что мне не нужно - игры, pidgin, amarok, половину OO.o, оставив только Writer и Calc и там ещё что-то по мелочи, полюбовался проделанной работой и установил набор, любимого мной софта: psi, xchat, audacious и т.д. Как практически в любом дистрибутиве понадобилось поставить кодеки. Через некоторое время у меня была полностью рабочая система, настроенная так, как мне нужно.

Итоги знакомства и первые впечатления.

Понравилось. После первого взгляда на xandros возникла идея сразу же его снести и поставить родной Debian. Пока что повременю. Да и к тому же надо разобраться с организацией файловой системы. Из-за некоторых особеннойстей работы с SSD-флешками(которая тут вместо винта) файловая система устроена несколько необычно - подробнее распишу, когда сам разберусь.

Батарейка, как и обещали, держит неплохо. Полноценного теста ещё не проводил, но, к примеру, 5-минутный клип на полном экране с максимальной яркостью и громкостью, работающим в фоне apt-get'ом, Firefox-ом, Psi и ещё парой терминалов, включённым wi-fi не отобрал у батареи ни одного процента заряда.

К слову о скорости работы и многозадачности - никаких тормозов. Ни у каждого так хорошо полноценные десктопы работают.

Остался только один минус, с которым пока не успел разобраться. При подключении флешек и SD-карт постоянно выскакивает противное окошко с предложением открыть флешку в файловом менеджере или ещё в чём-нибудь. Отвечает за это некий usbstorageapplet, который даже если убить его по kill -9 всё равно каким-то процессом воскрешается. Почему нельзя было сделать автомонтирование как у всех нормальных людей с помощью udev без привлечения лишних приблуд - не понимаю. Но скоро с этим разберусь. :)


Отдельно хочется отметить сайты:

eeeusers.org и eee-pc.ru

тут можно найти достаточно много грамотной документации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий